#

Лететь на майские в Черногорию — это значит помнить о том, что большинство интересных и красивых маршрутов по горам просто закрыты, потому что там ещё везде лежит снег. Я об этом благополучно забыла, прописала чудесные горные восхождения, и в итоге мы ограничились прелестными прогулками в городах и низинках.

Наш маршрут был, в общем-то, простым: Подгорица-Острог-Жабляк-Вирпазар-Будва-Котор-Подгорица.

Лететь в Черногорию оказалось чуток сложнее, чем мы думали. Мы рассчитывали, что из Киева летают ежедневные прямые рейсы и билеты недорогие. Но прямых рейсов нет вообще, стыковки самые гуманные в пять часов через Стамбул и цены дикие.

Но мы уже как-то настроились именно на эту страну, хоть, по большому счету, нам было неважно, где провести время вдвоём. Летели на Подгорицу.

Черногория

С первого взгляда Подгорица показалась нам маленькой, невнятной, и не очень-то и интересной. Но потом, нагулявшись в ней, найдя кучу забавных мест и занятных вещей, мы поняли, что она нам очень нравится.

Кроме того, окрестности тут неожиданно красивые. Мы увидели их из самолета и я пока не знаю, ни как называется то что мы видели, ни как к нему подобраться, но к нашей следующей поездке в эту страну я решу эти вопросы, и наше пребывание в Черногории мы, наверное, ограничим просто Подгорицей и тем что её окружает.

Мы остановились на первую ночь в отеле https://www.booking.com/hotel/me/alexandar-lux.ru.html  он находится в самом центре, окружен небольшими пешеходными улицами и гигантским количеством кафе и ресторанов. Так же от него пешком можно догуляться и до моста, и до парков, и до прочих красот.

Сам отель чистенький, уютненький, теплые комнаты, нам очень понравился. И то, что в нашу последнюю ночь мы остановились в другом отеле, обусловлено исключительно нашим любопытством и желанием попробовать и ещё что-то, а не зацикливаться на одном и том же.

Черногория

На следующий день мы решили сразу же ехать в монастырь. Ещё дома мы загуглили информацию, что в монастыре можно переночевать, хоть в паломническом доме, хоть прямо под его стенами, на открытом воздухе. Нам хотелось приключений и колоритных персонажей, хотелось разнообразия и чего-то необычного. Мы не бронировали себе заранее никакого жилья, в надежде договориться на месте, что нас пустят куда-то переночевать.

Мы, на самом деле, не религиозные ребята, но как ценителям космических трасс, нам хотелось посмотреть на красивый монастырь, а как фотографам, нам был интересен местный народ.

Проще всего до монастыря ехать поездом с Подгорицы. Жд станция находится буквально в паре метров от автостанции, там мы находим поезд, который идет на Никшич и покупаем билеты за 3,5 евро до Острога. Поезд вполне себе удобный и комфортный, людей мало, остановки не объявляют, но на табло пишется следующая станция.

Черногория

Интернет говорит, что на перроне можно взять такси за 5 евро до монастыря или пойти пешком по тропинке. Мы не нашли в окрестностях ни одного такси и решили, что достаточно бодры, чтобы идти пешком. Расчитывайте свои силы, потому что идти примерно час, все время вверх, правда не очень утомительно, лес приятно пахнет и дает тень. Но если будет дождь, то наверное не идите ни за что. Тропинка наполовину состоит из глины, а наполовину из камней, и я подозреваю, что мокрыми эти камни очень скользкие.

Сразу к монастырю мы, конечно, не пошли, хотелось где-то бросить рюкзаки. Зашли в гостевой дом для паломников, нам за 5 евро с человека дали по кровати в общих комнатах на 10 человек, отдельно женская и мужская. Это мы сделали очень правильно, потому что потом, позже вечером, после службы, по комнатам шарились какие-то русские бабы, всех будили, и огорчались, что им не хватило места на переночевать тут. Чтобы к этому не возвращаться, сразу добавлю, что постели чистые, люди добрые, по три-четыре одеяла дают на каждой кровати, чтобы не мерзнуть, т.к. здесь все-таки очень холодно. Но под одеялами отлично. Душа здесь нет. Только общие умывальники с кранами с холодной водой, умыться и помыть ноги можно, купаться не получится.

Я бросила свой рюкзак на кровати, переоделась в сухую одежду (после подъема футболка будет мокрая насквозь, этого даже не надейтесь избежать), взяла с собой только самое ценное и потащилась наверх в монастырь, чтобы глянуть на службу, послушать пение и осмотреться. Если вы — настоящий художник и вам интересны люди, то тут есть очень занятная опция — переночевать прямо под монастырем на открытом пространстве.

Черногория

В мае ещё очень холодно и нужны спальники и кариматы для этого, но зато тут непередаваемая атмосфера  и типажи. Кроме того, из динамиков повсюду льются песнопения, заходит солнышко, это всё, конечно, прекрасно. От приюта до монастыря подниматься 30-40 минут в бодром темпе. По ступенькам, практически напрямик вверх, или можно ехать на машине по серпантину. Я там нагулялась до темноты, и по тем же ступенькам вернулась в приют.

Вечером наверху у монастыря атмосфера совсем другая, чем утром. Очень советую, если будет время, поднимитесь туда вечером. Кстати, утром тут ходит автобусик из приюта к монастырю за 1 евро, но мы чего-то его прощелкали, пришлось подниматься пешком.

Ночевать в приюте или тем более под монастырем, удовольствие конечно ещё то, но если вам интересен этот монастырь в принципе, то это самая лучшая опция для его посещения.

Черногория

Утром мы уехали практически сразу же после службы, которая, кстати, начинается в шесть утра, но все прихожане начинают шевелиться, умываться, собираться ещё с пяти.

На следующий день мы ехали в Жабляк.

С Острога пришлось вернуться в Подгорицу обратно. Тут немного погуляли, купили билетики на автобус до Жабляка, в город даже не ходили, и сразу же уехали дальше. На самом деле, расстояние от Подгорицы до Жабляка небольшое, но мы его ехали что-то около трёх часов в маршрутке, практически полностью забитой людьми, которые по ходу где-то рассеивались по сёлам.

Черногория

Жабляк — это, по большому счету, горнолыжный курорт, но сейчас там лыжников нет вообще, есть  только такое же турье, как и мы. Тут мы себе забронировали жильё в гостевом доме https://www.booking.com/hotel/me/villa-peaks.ru.html

По сравнению с отелем в Подгорице, конечно, совсем не айс, но когда мы уже поселились, разжились там, нам понравилось.

ЧерногорияРасположение действительно в самом центре, рукой подать до всех кафех-ресторанов-супермаркета и пр., чистенько, две комнаты: спальня и что-то типа гостиной с небольшой кухонькой, отопление, мы остались довольны, уютненько получилось, да и хозяева очень хорошие и отзывчивые. Мы три дня там прожили, как в раю. Единственное, что нам было плохо – мы заказывали одну большую кровать, но нам дали две, мы всю дорогу их сдвигали и падали между ними 🙂 но это наши индивидуальные мелочи.

Черногория

Немножко осмотревшись, побродив по посёлку, и сориентировавшись что здесь где, мы решили на следующий день с самого утра идти к озёрам. От нашего домика идёт дорога куда-то в сторону, и перерастает в тропу, куда-то в лес. Мы увидели на заборе надпись рядом с этой дорогой, что так можно прийти к Черному Озеру, ну и пошли по ней. Тропа быстро иссякла и пропала, и мы там какое-то время просто бродили среди валежника, и ёлок, ржали и думали, сможем ли мы по тому мху выйти в посёлок через сколько-нибудь дней.  Я снимала цветочки, мы нашли черную белку.

Лес густой, настоящий и очень красивый.

Потом мы как-то внезапно нашли тропу снова, и скоро вышли к озеру. Не могу сказать, что оно какое-то невероятное, но красиво. Людей тоже нашли. Их было немного, но они были. С ними бегала какая-то, как мне показалось, беспризорная черная собачка, я за ней гонялась по всему лесу, чтобы накормить печеньем. Не знаю, что на меня напало, обычно я вообще не кормлю животных.

Черногория

Исследовав озеро, мы пошли дальше в другую сторону леса. Там тоже тропы, нормальные туристические метки, потеряться, как мне кажется, не очень просто.

В лесу много где лежит снег. По большому счёту, пройти можно до определённых границ, но далеко не уйти. Май – рановато для нормального хайкинга.

Мы хотели попасть ещё на одно озеро, долго шли нормальными тропами, и только когда стали продвигаться с полкилометра по настоящему непрекращающемуся снегу, заподозрили неладное и вернулись обратно. Следом за нами шли какие-то две местные красавицы, в макияже, одежках, разве что не на лабутенах, они удивились снегу, мы – такой встрече.

Черногория

Мы нашли верную тропку, вернулись сами, и вернули девчонок, дошли до второго озера, там посидели-погуляли-полюбовались, и пошли обратно к первому.

К обеденному времени в районе первого озера уже стало собираться довольно много людей, и все они шли откуда-то из одного направления. Мы решили выйти в посёлок их дорогой, чтобы снова не блудить по лесу, и оказалось, что к первому озеру ведёт нормальная широкая асфальтированная дорога. Эта дорогая идёт от трассы, к ней все приезжают на машинах. Вот тут стало понятно, как красавицы на каблуках пролезли к озеру.

Там же стоит и будочка, в которой с турья снимают входную плату (3 евро, если я не ошибаюсь). Получилось, что мы как бы случайно попали туда бесплатно, обойдя парк лесными тропами. Но от нашего жилья это было действительно и удобно и логично.

Черногория

Обратно в посёлок мы пошли по трассе. Нам показалось сильно дальше, чем нашими тропами через лес.

Мы договорились с местным таксистом, чтобы он отвез нас к каньону Тары, хотелось погулять там и посмотреть на мост Джуржевича.

В целом, там красиво, но нам хватило каких-то пары часов, чтобы захотеть ехать обратно.

Черногория

По большому счету, сильно долго в Жабляке в мае сидеть нечего. Сам посёлок маленький, исследуется за несколько часов.

По трекинговым тропам далеко не уйти, потому что ещё много снега. Зимние подъемники уже не работают, потому что уже мало снега. Ну вот как-то так. Мы там провели прекрасные спокойные три дня на природе, в мае я бы не забивала больше дней на Жабляк.

Дальше мы собирались ехать в Вирпазар. Для этого нам пришлось тем же самым путём вернуться в Подгорицу, и уже оттуда на другом автобусе ехать дальше.

Черногория

Вирпазар – это, в общем-то, только Скадарское озеро. Само по себе поселение прилепилось именно к нему. Ничего там, кроме озера, и нет. Мало того, и погулять там тоже особо негде.

С одной стороны вроде бы кажется, что территория гигантская – гуляй не хочу, но с другой стороны – ничего там для гуляний не предусмотрено. Даже от нашего жилья до центра дойти можно было только периодически вылазя на трассу (с довольно интенсивным движением) или прямо на жд путь.

Мы себе выбрали https://www.booking.com/hotel/me/apartments-four-countesses.ru.html , нам показалось, что жильё милое и от озера недалеко. На самом деле, жильё средней руки, и идти до центра хоть и недолго, но неприятно. В Вирпазаре нужно жить только в самом центре, хотя, там, по-моему, есть только одна приличная гостиница – «пеликан», но может и что-то ещё, я не заостряла на этом внимание.

Черногория

Т.к. Вирпазар тесно прилеплен к Скадарскому озеру, то и развлечения там практически все связаны именно с ним. Ну можно ещё, конечно, залезть наверх в крепость Бесац, но это на любителя.

По сути, развлечение тут основное одно – это катание на лодке по озеру.

Из хорошего: лодки – это прекрасно, пахнет какими-то болотами и водой, свежий ветер и открытые пространства. Я очень люблю лодки.

Черногория

Из плохого: не смотря на то, что размеры этого озера завидуще-огромные, маршрут катания пролегает только по малюсенькой его части. То, что продавцы лодок помпезно называют «бёрд-вотчингом» и рядом не валяется с таковым. Конечно, мы по пути встретили вдалеке несколько бакланов и чаек, но они точно не те птицы, на которых хотелось бы устраивать «вотчинг», вдалеке (сильно-сильно вдалеке) можно было увидеть очертания старого монастыря, но сказать, чтобы оно впечатлило, так нет.

С другой стороны, вдалеке, можно было посмотреть на мост и берега озера, но тоже особого восторга не вызвало.

В целом, сменить горы на озеро – вполне себе хорошая идея, тем более, что дальше мы планировали ехать по городам, но надолго я бы не останавливалась в Вирпазаре. Да и вернусь я сюда очень сильно вряд ли.

Черногория

Из Вирпазара мы ехали дальше в Будву. Тут нужно было словить проходящий в Бар автобус (расписание мы спросили в туристическом центре) и доехать на нём до Сутоморе, и там пересесть на другой автобус до Будвы.

Автобус действительно ходит по расписанию, ехать две остановки, выходим в Сутаморе просто посреди трассы, хотя, ощущается, что это трасса не просто так, а кусок населённого пункта. В город мы не ходили, рыскали по трассе, пытаясь у кого-то спросить, где нам искать дальнейший автобус до Будвы.

Из трагичного – местные не говорят ни на русском, ни на английском, тур.центр закрыт наглухо, в ближайших кафехах никто ничего толкового не говорит. Мы даже хотели отчаяться, но какие-то бродяги нас всё-таки отправили на другую сторону дороги, чтобы мы ехали как бы в обратном направлении, откуда только что приехали. К счастью там на лавочке сидит какой-то приличный дедушка, который на наш робкий вопрос – Будва?…  ответил кивком головы.

Черногория

Когда же будет идти этот автобус выяснить невозможно. Там нет ни расписаний, ни каких бы то ни было обозначений.

Где-то минут за 10 до прихода маршрутки начали подтягиваться другие люди к остановке, тут уж мы облегчённо выдохнули.

В Будве мы мажорничали. Забронировали себе самый крутецкий отельчик прямо в старом городе, с окнами, выходящими в гавань https://www.booking.com/hotel/me/vila-balkan.ru.html . На первом этаже тут — отличный ресторан, а на втором – местная галерея искусств, китайский ресторан и наш отель.

Черногория

Но попасть в нашу комнату оказалось не очень просто, потому что персонал не сидит всё время на ресепшене, а только появляется там по вызову. У нас начинает идти дождь и мы начинаем сердиться. Кроме того, наш двухкомнатный номер, хоть и выходил окнами на живописный берег, хоть и был чистенький и уютненький, но душ, сантехника и прочие мелочи очень сильно оставляли желать лучшего. А в целом, мы остались довольны.

Про Будву уже столько всего сказано-рассказано, что даже неудобно повторяться.

Город нам понравился, мы гуляли и вдоль набережной, и внутри старого города – хорошая атмосфера, приятное место. Мы провели там три дня и вполне могли бы остаться ещё на недельку.

Черногория

Конечно, очень много турья, дикое количество русскоговорящего народа, со всей этой туристической спецификой – всё это есть, но как-то прошло мимо нас и никак не зацепило.

Предполагаю, что в купальный сезон я бы сюда вряд ли потащилась, потому что народу обязательно должно как минимум удваиваться, а то и удесятеряться, а пляжная территория там всё-таки не безразмерная, но майская Будва нам понравилась.

Из Будвы мы направляемся в Котор.

Черногория

Тут тоже себе наметили мажорное местечко – апартаменты-студию в самом центре старого города https://www.booking.com/hotel/me/apartmani-parteli.ru.html .

Из плохого – хрен их найдешь, если не спрашивать у местных и не звонить по телефону. Здесь нет не то что вывески с названием, нет даже просто улицы с номером дома.

Но по звонку к нам прибежала девочка, показала нашу комнату, поселила нас, отдала ключи и оставила наедине с комплиментарной бутылкой местного вина и изумительно чистой, уютной и стильной комнатой. Если открыть окно, то с улицы в комнату врываются то звон часов на башне, то звон колоколов с соседней церкви, а если окно закрыть, то вообще ничего не мешает наслаждаться тишиной – это из хорошего. Честно сказать, это было самое прелестное наше жильё во всей поездке.

Черногория

Да и сам Котор нам понравился больше всего. Вот сюда мы точно можем вернуться, и не раз.

Во-первых, старый город очень интересный, со всеми этими своими кошками и узкими улочками, со всеми этими колоколами и красивыми видами, даже турьё тут какое-то милое и аутентичное.

Я бы сказала, что именно в Которе чувствуется то, что мы все часто называем европейским маленьким городком.

Черногория

Кроме того, если выйти из старого города и пойти вдоль берега (где-то полдня в одну сторону и полдня обратно), то можно увидеть множество красивых пейзажей и почувствовать спокойную атмосферу курортных местечек.

Предполагаю, что полдня в одну сторону и обратно – это мы вышли далеко за территорию Котора, но какая разница, где гулять.

У нас в планах было выехать на день из Котора в Цетине. Мы много читали про эту «одну из столиц» Черногории, и очень хотелось в неё попасть, но ночевать мы там не планировали. На автостанции мы посмотрели расписание автобусов в том направлении и думали, что всё будет просто. Но в день выезда оказалось, что главная трасса к Цетине перекрыта и проехать мы туда на автобусе не сможем никак.

Черногория

Нам предложился таксист за 50 евро свозить нас туда и обратно по неосновной очень серпантинистой трассе. Мы так любим когда исполняются наши желания, что согласились.

Но и с неосновной трассой нам тоже не повезло – поднявшись совсем немного вверх, нас накрыло такое плотное серое и влажное облако, что невозможно было увидеть ничего впереди даже уже через пару метров.

Мы доехали до заповедника, там поднялись к мавзолею, и там же, у смотрителя узнали, что и эта трасса дальше тоже перекрыта. Ну не судьба нам в этот раз попасть в Цетине.

Черногория

Немного полазили по ступенькам мавзолея (внутрь зайти тоже не получилось — там шли какие-то строительные работы) и сдались, оставили Цетине на следующий раз.

Сами же спустились вниз, в Котор, и весь вечер уже просто расслабленно тусили в городе.

Где-то во второй половине следующего дня мы должны были уезжать обратно в Подгорицу и оттуда вылетать домой, в Киев.

Черногория

С самого утра мы решили просто погулять напоследок по Котору, и, нежданно-негаданно, обнаружили арт-галерею Марата Гельмана.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Гельман,_Марат_Александрович

В огромном совковом здании бывшего управления морского пароходства образовался настоящий культурный центр, где расположились мастерские художников, как черногорских, так и русских. Все эти расписанные двери, все экспонаты и арт-объекты – они невероятные. Если вы будете в Которе, то это обязательно нужно увидеть. Здесь можно пообщаться с теми из художников, которые встретятся в наличии, можно помешать им работать, можно ходить и рассматривать всё вокруг, здесь нас встретили как родных, и едва выпустили обратно наружу 🙂

Это, собственно, одно из тех самых мест, которые позволяют дышать свободно и вдохновляют.

Черногория

У нас было очень, очень мало времени, мы не ожидали найти здесь такую изюмину и совсем не заложили на неё столько времени, сколько хотелось бы. Но мы остались в полном, абсолютном восторге.

Дальше на автобусе мы поехали в Подгорицу, переночевали здесь на этот раз в отеле  https://www.booking.com/hotel/me/seven-hills-bed-amp-bike.ru.html , который оказался слабее, чем предыдущий, но всё равно хороший. Комнатки маленькие, шмотьё положить не очень есть куда, но всё чисто, доброжелательно и уютненько.

Кончено, мы увидели в Черногории меньше, чем мало, нам не удалось нормально полазить по горам,  мы отнеслись весьма расслабленно к городам, но нам всё равно очень понравилась поездка.