Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

На следующее утро, после неприлично гигантского завтрака, мы всё-таки расстаёмся с тётей Маей и едем обратно на автостанцию возле Дидубе, чтобы ехать в Степанцминду.

На этот раз мы опять не берем метро, потому что прямо под нашим домом останавливается маршрутка 20, которая тоже идёт туда, но по красивым улицам Плеханова, Церетели, и ещё каким-то другим, на которых множество старых интересных зданий, хотелось посмотреть.

На автостанции, мы заранее узнавали, с 9 до 17 с промежутком в час-полтора ходят маршрутки из Тбилиси в Степанцминду.

Но пока мы искали, где же стоит эта маршрутка, нас очаровал молодой водитель такси, который предложил за 15 лари вместо 10 (с человека) довезти нас на место, при этом делая остановки по дороге на смотровых площадках и во всех красивых местах. Но он должен был найти ещё двух пассажиров.

Нам захотелось ехать с остановками и красотами, мы соглашаемся.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Ждем 15 минут, ждем полчаса, не находит он никаких пассажиров, а тем временем уходит наша маршрутка за 10 лари в час дня. Следующая идет аж через полтора часа, таксист нам говорит, что нужно подождать ещё полчасика, он сегодня обязательно поедет туда.

Мы понимаем, что можем так сидеть на этой автостанции целый вечер и если он нам в конце-концов скажет «извините девки, не получилось», то мы будем сами виноваты.  Мы уходим на маршрутку всё-таки.

Опция ехать в Степанцминду на такси очень неплохая на самом деле. Если вас четверо, то нужно обязательно соглашаться, мне кажется, что вполне можно сторговаться с таксистом за 45-50 лари за машину.

Виды по дороге невероятно красивые, горы восхитительные! Настолько красивые окрестности проезжаются, что мы в очередной раз решили менять наш маршрут. Мы проезжали мимо Гудаури и поняли, что нам это надо.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Одну ночь мы всё-таки провели в Степанцминде, в отеле https://www.booking.com/hotel/ge/alpenhaus-b-amp-b.ru

Отель очень хороший, новый, качественный, европейский, всё исключительно чистенько, тёплые одеяла, отопление, потрясающий вид на Казбек и церковь, хороший завтрак, нам он понравился очень сильно.

У отеля есть два относительных минуса: нет фена, но без него можно прожить, и расположение. С одной стороны, к отелю нужно пилить и пилить, далеко, на окраине деревни и на горе, не очень удобно, но зато из него открывается такой вид, что все эти движения однозначно стоят того, чтобы их сделать.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Мы бронировали тут три ночи, но после того как мы увидели красоты Гудаури, мы позвонили владельцу и попросили отменить две ночи. Он, даже не смотря на то что, по сути, теряет свои деньги, пошел нам навстречу и согласился, лишь попросил, чтобы мы сняли бронь с буккинга. Мы с одной стороны, написали на буккинг о снятии брони, а с другой стороны забронировали себе две ночи в отеле Гудаури.

Покончив с этими техническими моментами, мы пошли гулять.

Степанцминда ночью в безлуние и беззвёздие — это обыкновенная черная тёмная деревня, и делать тут не очень есть что, разве что есть. Мы обнаружили очень приятный ресторан и зависли тут с грузинской едой на весь вечер.

Потом хотели всё-таки подняться к Троицкой церкви, она слегка подсвечивается вдали, но на полпути повернули обратно, потому что, как и с Кацхи, идти туда ночью без звёзд не было смысла.

Как ехать из Степанцминды в Гудаури мы пока не думали, таксисты сразу нам заявили 50 лари. Маршрутка до Тбилиси, по идее ходит каждый час, и за 10 лари можно было попробовать с ней уехать.

Мы решили справляться с проблемами по мере их поступления. На следующее утро позавтракали, собрали рюкзаки, бросили их на ресепшене, и пошли в гору, к Троицкой церкви.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Это место однозначно стоит посмотреть. По плану, мы хотели спуститься с горы, забрать рюкзаки и сразу на чём-то ехать в Гудаури.

Местные говорят, что идти к церкви нужно полтора часа, но мне кажется, что для бодренького и шустренького ходока нужно заложить часа два минимум, а для таких как я, хилых и ленивых, можно и все два с половиной.

Идти действительно далеко, ну и в гору, конечно. Есть два пути: первый – можно пойти по дороге, по которой ходят машины, она зигзагообразная и делает миллион поворотов (мимо вас постоянно проезжает сто машин и обволакивают вас песком и пылью, но идти относительно полого), а второй – можно пойти по тропке через лес по горе, без поворотов и вертикально вверх (пыли нет, деревья вокруг, но тяжелее). Я решила сократить и пойти «напрямую», упахалась в хлам, Юля оказалась умнее, и пошла по дороге, я потом сдалась и к ней присоединилась 🙂

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Конечно же, есть опция договориться с таксистами, и они вас завезут на самую вершину. Мы сами не проверяли, но по слухам стоит это удовольствие 50 лари.

Мы — девки жадные, бедные и спортивные, поэтому пошли пешком, ничего там сложного нет, просто времени теряется много.

Когда вы приходите наверх, вашему взору открывается такой мирный и красивый пейзаж, что вы готовы ходить и ходить ещё столько же.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Сама церковь на меня не произвела особого впечатления, только невероятно красивые окрестности и пейзаж, частью которого она является. Юля моя говорит, что там можно почувствовать какую-то супер-энергетику. На меня не снизошло.

На то чтобы исследовать всё наверху, мы потратили чуть больше часа, но мы особо нигде не медитировали, потому что постоянно срывался моросящий дождь, ну, и по внезапно изменившимся планам, у нас было мало времени.

Идти вниз было и легко и беспроблемно, только немного мешал дождь и нужно было поторопиться, чтобы успеть на маршрутку, нам ведь ещё на другой край деревни идти за рюкзаками.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Мимо проезжала машина почти полная грузинскими ребятами, которые остановились и очень любезно предложили подвезти нас вниз, и хоть нам и хотелось сэкономить время, мы всё-таки решили, что мы приличные девчонки и не прыгаем в каждую машину, желающую нас подвозить, не смотря на всю их вежливость, галантность и хорошее настроение.

И тут, не прошли мы и полкилометра, как мимо нас проезжает другая машина, тоже почти полная мужчин, только чуть постарше, и предлагают нас подбросить вниз.

Мне сейчас сложно объяснить почему, но мы вообще без тени сомнения садимся к ним в машину, хотя свободное место, по сути, было одно, но джип широкий, мы вполне влезли туда вдвоём (конечно, мы оправдываем наш безрассудный поступок тем, что шел дождь, мы хотели сэкономить время и всё такое, но если поразмыслить, то вообще непонятно, почему мы так уверенно поехали с ними).

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

По дороге разговорились, они хотели сейчас заехать в церковь на границе Грузии и России, а потом будут ехать… куда бы вы думали?- конечно, в Гудаури. Я подумала, что это — посланники неба, и мы согласились ехать с ними в церковь в совершенно другой стороне, а они предложили забросить нас потом в наш новый отель в Гудаури.

Тут маленькая ремарка для юных девочек: на самом деле, грузины — просто потрясающий народ, все, абсолютно все, кого мы встречали на нашем пути, были джентльменами, красавцами, умными и весёлыми парнями, но не забывайте про осторожность, в мире есть и плохие люди, вот так как сделали мы, делать не надо ни в какой стране (я имею в виду прыгать в машину с четырьмя незнакомыми мужчинами, пусть даже и очень красивыми и внушающими доверие).

Но, так как наши были посланниками неба, то всё обошлось благополучно, они нас развлекали разговорами и рассказами про эти края, срывали у кого-то за забором красные яблоки для нас, съездили в наш отель в Степанцминде, чтобы забрать рюкзаки, останавливались в любом симпатичном месте по дороге, чтобы я могла что-то сфотографировать.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Даже не смотря на ливень (кстати, пошёл жуткий ливень. и если бы не эти ребята, то я вообще не представляю как бы мы добрались до отеля), они завезли нас на Крестовый Перевал, к травертину, и все впятером (как я ни упиралась руками и ногами) вытолкали меня из машины под проливной дождь, чтобы у нас осталось пара фоток этого травертина 🙂

В конечном итоге привезли в наш отель в Гудаури, обозвали его титаником, из-за торчащих как на корабле труб, зашли с нами, проверили, действительно ли всё хорошо и нам есть где жить. Мы были знакомы каких-то три-четыре часа, но расставались как с самыми добрыми друзьями.

В Гудаури мы забронировали отель https://www.booking.com/hotel/ge/amp-spa-tsar.ru

У них сейчас активно ведётся строительство и облагораживание отеля, из-за чего мы словили прелестную комнату с видом на горы за 15 евро в день на двоих с завтраком. Честно говоря, в Европе за такие деньги можно отхватить разве что койку в комнате на сто человек. А тут… чисто, тепло, уютно, просторно, и вид на горы такой прекрасный, что можно вообще никуда никогда не выходить.

Плюс расположение отеля для нас было идеальное: он находился примерно посредине между центром Гудаури и Аркой Дружбы, т.е. нам было удобно ходить и вверх к смотровой площадке,  и вниз, к центру.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Когда мы всей шумной толпой завалились в тихий и спокойный отель, тётенька на ресепшене наверное подумала, что приехали шальные туристки с местными ухажерами, и приняла очень серьёзный и строгий вид, но потом обнаружила, что это нас только так привезли, а вообще мы очень милые и спокойные девочки, весь день гуляем в горах, а на ночь напиваемся вина с вкусняками и мирно спим, мы с ней очень подружились 🙂

Грузинские люди у меня оставили два основных чувства: любви и недоумения. Вы можете представить себе страну, в которой вы бы катались по разным сёлам и городам, и везде, абсолютно везде, к вам бы относились как к своим? Нас везде кормили, поили, всё рассказывали, советовали, почти 100% всех встреченных или только что вернулись с Украины, из гостей, от друзей, или у них есть там кто-то, или кто-то из наших только что был здесь.

Даже наш Гоча из Кутаиси танцует грузинские танцы, и он только что приехал с гастролей в Украине, его девушка ещё осталась там. И забавно видеть на них футболки с нашим гербом, или на гитаре у уличного музыканта — абсолютного грузина, наш флаг, наклейку, а чего стоит гид в пещерах, который говорил с нами на украинском… это всё так удивительно и тепло, и так по родному. Я почему-то не ожидала ТАКОЙ теплоты и солидарности от грузинских людей.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

На следующее утро на горы опустились туманы и облака. Местами настолько плотным молоком они нависали над землей, что невозможно было рассмотреть даже очертание ближней горы.

Нам хотелось посмотреть снизу на церквушку,  которая стоит чуть в стороне от центра Гудаури.

От нашего отеля нужно было идти примерно 2,5 км до центра, и ещё столько же спускаться дальше вниз по трассе, пока церквушка покажется из-за других гор.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Когда мы пришли на это заветное место, конечно же, мы ничего не смогли увидеть из-за тумана, но мы очень настырные и стояли, ждали, пока ветер надует в этих туманах-облаках хоть маленький просвет. И дождались.

Мы ещё немного погуляли по соседним сёлам и пошли вверх, в Гудаури, опять по трассе, у которой конечно же, нет никаких территорий для пешеходов.

По трассе ходить немного опасно – движение довольно интенсивное и не прекращается ни днем, ни ночью. Большие фуры, по одной и по несколько, постоянно идут в обе стороны, и много частных машин – нужно быть очень осторожными.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Это единственное, что не понравилось, но и оно было каким-то  вторичным по сравнению с окружающей нас красотой гор.

В центре мы хорошо пообедали, набрали с собой хачапури на вечер к вину, и пошли в другую сторону — к Арке Дружбы.

До нее идти, я думаю тоже 2,5-3 км. К сожалению, мы туда добрались уже к вечеру, солнца как не было так и нет, лишь иногда оно появлялось на секунду яркими бликами, чтобы тут же спрятаться в облака.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Виды изумительные не только непосредственно с площадки, но и со стороны от неё. К сожалению, сама площадка сейчас заставлена какими-то торговыми палатками, столиками и мусором, целиком её даже снимать не захотелось.

Если идти от нашего отеля к площадке, то нужно пройти в туннеле, всё бы ничего, но там для пешехода места нет вообще, он вынужден идти прямо по проезжей части.

Если бы было солнце, то оно красиво падало бы лучами на дорогу сквозь колонны туннеля, но у нас был вечер, солнца не было, так что мы решили не рисковать и не идти непосредственно к площадке, остались на этой стороне туннеля.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Уходящее солнце ещё немного поокрашивало природу розовым, малиновым, сиреневым, расписало этими цветами растянутые облака, и окончательно ушло за гору. Темнеет здесь очень быстро, в отель мы вернулись в плотных и тёмных сумерках.

Я ещё хотела поснимать звезды, но везде торчащие столбы и провода отбили у меня эту охоту.

На следующее утро, после плотнейшего завтрака с рисовой кашей, блинами, сметаной,  яйцами, кофе, мы должны были ехать в Тбилиси, чтобы оттуда направиться в Мцхету.

И тут нам опять очень повезло — наша хозяйка дружит с одним из водителей маршрутки на этом пути, она с ним договорилась, и он рано утром забрал нас прямо от отеля, нам не пришлось топать в центр.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Маршрутка приехала утром к нашему отелю, водитель нам «застолбил» два места возле себя и мы радостно поехали в Тбилиси.

Я слушаю грузинскую музыку в наушниках, Юля разговаривает с водителем. В один момент она поворачивается ко мне и говорит:

— Нас отвезут в Мцхету.

— Когда? Кто?

— Сейчас, наш водитель, на этой маршрутке.

— Эээ…. да?…

Гудаури для нас стало местом удивительных чудес, как нас сюда волшебным образом привезли, так нас отсюда таким же волшебным образом и увезли.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Мы до сих пор удивлены и умильно растроганы тем, что водитель решил изменить движение всего автобуса, чтобы забросить всего лишь нас двоих в Мцхету.

Одна тётя попыталась возражать, на что он ей сказал:

— Тут всё равно ничего нету и выходить негде, не будете же вы прыгать с моста. Потом и в Тбилиси доедем, не переживайте.

За это он с нас взял по 7 лари (мы рассчитывали на 10-12 минимум) и ещё порассказывал куда нам лучше всего пойти в первую очередь.

Как все счастливые люди, я — очень восторженная натура, только усилием воли не бросилась на шею водителю при расставании, а просто пожала его огромную тёплую руку, скромно сказав большое спасибо и до свиданья.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Весь этот день небо было затянуто серыми невнятными тучами и время от времени пускался дождик.

При планировании нашего маршрута ещё дома, мы хотели остаться в Мцхете на ночь, и даже забронировали себе отель, но в процессе поездки мы его отменили в пользу двух ночей в Кутаиси, чтобы на следующий день смотаться на каньон.

Поэтому в Мцхете мы сразу согласились на таксиста, который за 20 лари нас отвез к монастырю Джвари, подождал, пока мы там нагуляемся и привез обратно в город. Туда нужно съездить обязательно.

Во-первых, это красиво.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Во-вторых, святость и все дела, в-третьих, хорошие виды на город и реку.

Дальше мы просто гуляли по улицам.

Зашли ещё в кафедральный собор Светицховели.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Очень стоит посмотреть, высоченные своды, красивый и впечатляющий Христос, невероятные фрески, атмосфера очень классная.

Наелись всяких чурчхелл и прочей ерунды, накупили сувениров и пошли на остановку на маршрутку в Тбилиси, чтобы оттуда ехать дальше, в Кутаиси.

Непосредственно из Мцхеты маршрутки не ходят, просто нужно ловить проходящую. Мы выучили визуально как пишется по-грузински слово Тбилиси и на эту картинку ориентировались. От Мцхеты до Тбилиси проезд стоит 1 лари.

Привезли нас на уже знакомую автостанцию, мы пошли искать маршрутку до Кутаиси, нас по пути словил мальчик-зазывала, и за 10 лари усадил нас в какую-то  машину до Кутаиси, мы расслабились и двинули в путь. И только когда на технической остановке к нам подсел в драбадан пьяный дядька и стал кому-то  по телефону рассказывать, что он скоро приедет в Батуми, мы определили, что Кутаиси не конечная, мы едем в маршрутке до Батуми, это значит надо быть на чеку и не проехать наш выход.

Дядька был просто умильно напрягающим кадром, который каждые 15 минут звонил кому-то и рассказывал, что у него испортился автобус, пришлось пересесть на маршрутку, и он скоро приедет, и постоянно добавлял «Нет, я не нажрался. Нет, я трезвый совсем», а потом пересел к окну, начал его открывать и периодически туда курить (внутри маршрутки!!). Было и смешно, и хотелось его пристрелить.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Ну и дальше дело техники: в Кутаиси мы приехали часа через 4, на городской маршрутке доехали в центр прямо к нашему отелю, где нас ждал Гоча.

А ночью пошел ливень. Всю ночь он шуршал и барабанил по крышам и асфальту, всю ночь я просыпалась под шум потока воды и понимала с прискорбием, что никакой каньон нам завтра, скорее всего, не светит.

Накануне мы говорили о каньоне с Гочей, он сказал, что можно договориться с такси, он отвезет нас на каньон за 50 лари и вернет обратно, плюс 10 лари с человека за лодку, плюс утром к нему должны заселиться какие-то итальянцы и мы могли бы с ними договориться и сделать эту поездку на четверых. Сейчас же всё летело в пропасть.

Напротив нашего отеля есть несколько магазинов с горячей выпечкой, мы утром накупили вкусяков и под кофе и размышления сожрали это всё в кухне у Гочи, если так можно назвать это чудное помещение для дружеских посиделок.

Дождь не прекращался.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

В конечном итоге мы оставили надежду, и решили съездить хотя бы просто в монастырь Гелати. Можно было ехать на маршрутке за 1 лари, но обратно маршрутка идет через 2 часа, Гоча говорит там нечего делать столько времени, решили брать такси за 20 лари туда-обратно. Если вы не собираетесь устраивать там двухчасовый молебен, то два часа действительно там нечего делать. Но съездить посмотреть этот храм нужно.

Из Гелати мы ещё поехали в монастырь Моцамета.

Он мне очень понравился.

Говорят, что между Гелати и Моцамета есть тропка, и можно пешком там походить. Вокруг монастыря красивый каньон, спуститься мы даже не помышляли из-за утреннего ливня. Мы ограничились только осмотром. Но где-то я читала, что это стОит сделать.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Мы прокатались почти до темноты, и потом весь вечер гуляли в Кутаиси, пытаясь поснимать что-то ночное.

Наш самолёт вылетал ночью, очень неудобно, тот шаттл, который нас привёз сюда, заявку нашу принял, но гарантии что машина будет не давал, мы немного дёргались и переживали, вернулись в отель, Гоча нас накормил ужином, напоил чаем и сказал, чтобы мы не переживали, грузины не бросают своих гостей на произвол судьбы.

Он сам забросил нас в аэропорт на своей машине (на минуточку – парень не спал толком ночь, потратил своё время, ничего не заработал на нас).

Всё это было каким-то чудом. С наших самых первых, и до последних шагов в этой невероятной стране.

Грузия. Степанцминда, Гудаури, Мцхета.

Если вам в жизни вдруг стало меньше тепла, не хватает любви и заботы, хочется чего-то вкусного, красивого и счастливого – езжайте в Грузию, вы найдёте это всё здесь в избытке.

Назад к списку статей
2 комментария
Оксана
25.04.2018 в 21:42

поеду!!

Африка
26.04.2018 в 06:16

эгегей!!! котик, тебе там очень понравится! там дийсно отлично! 🙂